Тяжёлая голова в Куско.

Горная болезнь – неприятная штука и это одно из самых “ярких” воспоминаний о городе Куско – столице Империи инков и главного города их Священной Долины.

Я, как и большинство туристов, прибыл туда после двух перелётов и практически бессонной ночи в уже не самой лучшей олимпийской форме. Правда мне повезло- не было проблем с часовыми поясами, т.к. в Куско то же самое время, что и у меня дома( что удивило).

Пара непринципиальных дорожных моментов: в моём городе хороший, уютный аэропорт, но нет рейсов в Куско и даже Лиму. Ближайший крупный аэропорт – это аэропорт имени Пирсона в соседнем городе Торонто. Есть рейс на Лиму. Дорога короткая и знакомая. Бросил машину на самой недорогой стоянке, которая тогда в феврале 2017 г. представляла из себя огороженный сугроб с индийским менеджментом. Местный вариант Газели с водителем в чалме быстро , как шахид-такси – домчал меня до нужного терминала. На регистрации, судя по всему брат-близнец водителя Газели, быстро распечатал посадочный и бирку на багаж с портовским кодом CUZ. Только я вздохнул с облегчением, что багаж летит транзитом через Лиму до конца, как услышал от следующего в очереди пассажира – ” Не стоит этого делать, амиго. Пусть регистрируют до Лимы. Там получишь, и по-новой сдашь до Куско. Поверь правнуку Атауальпы, котoрый никогда не обманывает гринго….”

Правнук Атауальпы оказался прав. В Лиме выяснилось, что багаж действительно нужно переоформлять. Получать и перетаскивать самостоятельно из международного терминала в местный ( через стенку).

Рейс выполнялся экипажем краснознамённого управления гражданской авиации.. (Ой, не то).  Самолёт – Боинг три семёрки. Почти новый. Компания с гордым названием Эйр Кэнада Руж. На самом деле это дальнобойный лоукостер- дочка тоже не особо фэншуйной собственно Эйр Кэнады. От относительно низкого тарифа, конечно не стоит ожидать разносолов и чудес в развлечении пассажиров, но ёлки-палки, сиденья были явно переделаны из раскладушек сиротского дома! Через чехол этого ,так сказать кресла, я смог взглядом пересчитать позвонки впередисидящего пассажира! В принципе сидеть можно. Но 9 часов полёта считать позвонки- скучно, а телевизора в спинке, как и экранов вообще, в самолёте не было. Я даже вспомнил детство и перелёт на самолёте Ли-2 из села Балкашино в город Целиноград (через Атбасар). Сразу после посадки в самолёт- ощущение заграницы. Местных почти не было. Основная масса южноамериканцы. Экипаж в салоне с трудом по-аглийски рассказал об аварийных выходах и забыл сказать, что жилет нужно надувать ( в случае маловероятной посадки на воду) только после выпрыгивания из тонущего самолёта, и с явным облегчением перешёл на испанский на всё оставшееся время полёта. Самолёт быстро набрал высоту. Мелькнуло синевой  озеро Онтарио и исчезло. Так же быстро внизу исчез снег и зазеленели разными оттенками квадраты полей, тёмные с высоты леса, озёра, лабиринты дорог и рек. Чуть позже стало темно, и я уже не пытался разглядеть дельту Миссисипи. Навигация в телефоне показала, что перелетаем Кубу ( интересно, есть ли у них Буки, почему-то вдруг подумалось) и неожиданно быстро, что уже пересекаем Панамский перешеек, и  летим над Тихим Океаном вдоль южноамериканского берега. Лететь до Лимы ещё порядком. Вспомнились конкистадоры, которые шли где-то там внизу, через болота, джунгли, переваливали через неизвестные горы и в результате совершенно фантастическим образом разрушили Империю Инков. Где-то там же внизу, кто-то до сих пор ищет их сокровища и затерянные города Пайтити и Эльдорадо. Внизу по-прежнему темнота и редкие огни населённых пунктов. Неожиданно стукнули и зашипели о воздух выпущенные шасси, блеснула огнями какая то набережная и мы приземлились в Лиме. Ночь. Не очень оживлённый aeropuerto, уставшего вида пограничник ставит печать в паспорт. Говорю ему “грасияс”, он что то бурчит в ответ, вероятно “буэнвенидос”, во всяком случае надеюсь на это. Получаем багаж и довольно быстро оформляемся на рейс Авианки в Куско. Стыковка короткая и очень хорошо, что наш рейс прилетел во время. Проходим в самолёт, по привычке заглядываю в кабину пилотов. Там тихо. Не копошатся в бумагах, не ведут беседы с наземным персоналом. Хорошая примета. Самолёт ( 737) новый и чистый. Отличный салон. Здесь ещё не додумались прессовать пассажиров, уменьшать сами кресла и шаг между ними. Стюардессы готовят кофе. Молодцы. Соображают, что на высоте заварить его нормально не получится и делают это заранее. С удивлением замечаю , что они ещё  и горячее питание получили. Значит будут кормить. Традиция, которая как то исчезает на многих авиалиниях. В общем, командир нажал на газ, и железная птица взяла курс на Куско строго по расписанию. Впоследствии, в поездке по Перу, я не переставал удивляться чёткости работы транспорта по заявленному графику.

Тут я вспомнил, что забыл в полёте зайти на экваторе в lavatory и посмотреть в рукомойнике исчезает ли там воронка вообще и меняет ли она направление вращения в разных полушариях…? Мдя… большое упущение 🙂

Внезапно рассвело и я оказался в Андах.

Горы были повсюду.

Ещё высоко, но самолёт как то резко пошёл вниз, двигая предкрылками и закрылками, облетая вершины и следуя долинами и ущельями. Начинаю вспоминать, что Куско находится на высоте более трёх километров над уровнем моря, и что посадка будет проходить с повышенной скоростью. Там же и полоса в одну сторону работает ( как в Адлере). С другой стороны- гора. Зачем-то подтягиваю ремень и на всякий случай вспоминаю где аварийный выход 🙂

Тут самолёт делает резкий нырок с поворотом, эдакий “афганский заход”, едва не чиркает брюхом о гору и довольно мягко оказывается на полосе. Одновременно с касанием сработал реверс и загудели тормоза. Вот мы и в Куско.

И тут началось 🙂 Пришло время сказать и о горной болезни. Меня она встречала первой между трапом и багажной каруселью.

Как будто кто надел мне на голову свинцовый колокол и начал долбить по нему судя по всему бревном, одновременно выдавливая глаза и продавливая уши. Всё вокруг стало неинтересным и чёрно-белым. Ноги отказываются идти и раздумывают над каждым шагом. Лёгкий багаж- рюкзак никак не отрывается от пола, как будто какой-то шутник как в детстве на уроке труда, загрузил его болтами и кувалдами. После выдоха, как то с запозданием приходит вдох…. В общем, веселье наступило сразу.

Замечу, что я вырос в горах и тоже не в низких. Что такое поймать горянку знал и помнил ( не люблю откуда-то взявшееся     “горняшка”. Звучит пошловато. Как ” вкусняшка”, “себяшка” . К поездке готовился. Амазон прислал чудо-таблетки, которые якобы едят с удовольствием альпинисты. На сопутствующих фото были фото таблеток. Вот они на фоне Лхо Цзе. А вот они уже на Канченджанге. Эверест, Мак Кинли, Фудзияма…..Все, кто их ел- просто и легко забирались туда , предварительно плюнув на кислород и альпеншток. Но у меня вышла промашка. Таблетки явно не работали. Кое как преодолев три ступеньки между такси и отелем, я сразу же заварил чифирь из листьев коки ( дежурные листья и кипяток были в фойе) и заваривал его ещё и ещё, но какого-то эффекта не последовало. Пробовал листья жевать. Результат- нулевой. Причём с листьями разными. В том числе позже, купленными на рынке. Вывод. Горная болезнь находится там постоянно. Усиливающих факторов два. Первый. Вылетал я в обоих случаях ( Торонто, Лима) с высоты не более 100 метров над уровнем моря. Выходил из самолёта в Куско на высоте 3100 метров над уровнем моря. Высота отеля над уровнем моря 3500 метров. Получается эдакий контрастный душ по гипертонии ( лёгкая форма которой у меня имеется). Второй фактор- близость к экватору. Читал ( не уверен в научной точности факта) бывалых экстремалов, которые утверждают, что горная болезнь ближе к экватору начинается на более низких высотах и выражается ярче. То есть 3500 метров на привычном Северном Тянь Шане это одно, а 3500 метров в Андах у экватора- совсем другое. Похоже на правду. У меня акклиматизация заняла не меньше суток до более-менее нормального состояния, но чувство расколбаса продолжалось ещё пару дней. Слышал байки, что местные бандиты просто подходят к вновь прибывшим, берут их чемодан и уходят шагом. У потерпевших нет сил за ними бежать, сопротивляться или даже кричать. Мне кажется это байкой. Криминал замечен не был, а аборигены в общем везде были вежливы. Но байка показывает суть. Горная болезнь там это реальность  и надеяться на то, что с тобой-то всё будет нормально, не стоит. Но есть приятный момент. Болезнь уходит как и пришла. Мне возможно помог ибупрофен ( странное название!). Средство от головной боли. Есть смысл иметь что-то такое с собой.

Даже в первый день мы совершили вылазку. Правда в черепашьем темпе. И не только из-за горянки. Вот улица, по которой нужно было идти в отель из центра. По идее пешком от центра 15-20 минут сквозь сплошную архитектурно-этнологическую экзотику, но на практике получалось дольше. Особенно в первый- то день 🙂

Ступеней там не жалеют.

Уличную экзотику оживляют многочисленные и разнообразные собаки. Вот такие ,например, милые существа. Уже позже выяснил, что это особая порода- перуанская лысая хохлатая собака. Наткнулся на статью о миграциях народов в Южную Америку, и вот это собака – якобы одно из доказательств возможной миграции в Перу из Китая ( Тайваня) – что-то там одинаковое в генах нашлось этой собаки и собаками именно в Китае….Интересная тема. Собачка не очень переносит холода. Поэтому, закравшаяся мысль захватить её домой как сувенир, не была реализована. Вот собственно и всё, что я могу сказать о горной болезни в Куско.

На Мачу Пикчу она уже не вспоминалась. Хотя дорога туда шла через перевалы в 5000 (!) метров н.у.м. Не всем было хорошо в нашей маршрутке, но видимо акклиматизация двухдневная в Куско, помогла в этом случае. А вот и собака ( чуть не забыл про неё).

Собаки ещё встретятся на фото из Перу. Мне показалось, что большинство из них хронически страдают от горной болезни.

Не болейте!

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.